Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Головинская основная общеобразовательная школа Анализ работы школьной библиотеки за 2019-2020 учебный год. Школьная библиотека в течение 2019-2020 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года. В прошедшем учебном году целью работы школьной библиотеки была: - создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, организация систематического чтения; Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи: - обеспечивать учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями, работать по сохранности фонда; - обучать читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки; - совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии. Показатели библиотечной статистики за 2019-2020 учебный год. 1. Количество читателей: всего - 70 в т. ч. обучающихся - 60 учителя – 10 2. Книжный фонд: Из них учебников 3. Книговыдача: 4. Число посещений: 5. Читаемость: всего – 3856 2178 экз. всего – 1071 - 593 на 1 уч. 8,4 - 15,3 Обслуживание читателей В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, Обеспеченность учебниками составила 100%. 1 В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с учениками школы. Большую помощь в сохранности и бережном отношении к учебникам оказывали учителя. Систематически проводились беседы по сохранности учебников обучающихся. В конце учебного года проходит сдача учебников по классам. Основные формы индивидуального обслуживания: беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанном; анализ читательских формуляров, В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом 2019-2020 учебном году для пользователей библиотеки были проведены следующие мероприятия: Организация библиотечно-массовой работы № п/п Название мероприятия Форма проведения Сроки Ответственный 1. День солидарности в борьбе с терроризмом. Книжная выставка сентябрь библиотекарь 2 «Путешествие в Читай-город» (знакомство с библ.) Библиот.урок октябрь библиотекарь 3 «Школьный бумбараш» Выставка-коллаж сентябрь библиотекарь 4 Всемирный день животных —. Кн. выставка (Бианки, Пришвин и др.) 4 октября библиотекарь 5 205 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841) («Бородино», «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон», «Маскарад»): https Кн. выставка 15 октября библиотекарь 6 Международный день школьных библиотек Книжная выставка, Акция «Подари школе книгу» 27.10 библиотекарь 7 День рождения Деда Мороза Информационный стенд 18.11 библиотекарь 2 8 К Дню народного единства Кн.выставка 4.11 библиотекарь 9 Международный день толерантности Кн.выставка 16.11 библиотекарь 10 День матери в России Кн.выставка, 23.11 Библиотекарь, кл.рук Кн.выставка 3 декабря Библиотекарь, кл.рук Кн. выставка 12 декабря Библиотекарь Конкурс рисунков 1 января Библиотекарь Выставка- игра январь Библиотекарь «Мама- слово дорогое» 11 День неизвестного солдата конкурс рисунков «Помним. Славим. Гордимся» (дни боевой славы) 12 День Конституции РФ 13 День былинного богатыря Ильи Муромца 14 «Секреты отличного настроения» (Всемирный день «спасибо») 15 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), писателя Кн. выставка 15 января Библиотекарь 16 95 лет со дня рождения Евгения Ивановича Носова (1925-2002), писателя Кн. выставка 15 января Библиотекарь 17 «Ленинград – город герой» Выставкапанорама 27 января Библиотекарь 18 Международный день памяти жертв Холокоста Выставкапанорама 27 января Библиотекарь 19 160 лет со дня рождения писателя Антона Павловича Чехова (1860—1904) Кн. выставка 29 января Библиотекарь 20 День памяти А. С. Пушкина (1799-1837), 183 года со дня смерти Кн. выставка 10 февраля Библиотекарь 21 130 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака (18901960), поэта, прозаика и переводчика Кн. выставка 10 февраля Библиотекарь 22 Международный день книгодарения Беседа 14 февраля Библиотекарь 23 День вывода войск из Афганистана Радио линейка 15 февраля Библиотекарь 24 День родного языка 21 февраля Библиотекарь 25 8 марта Цветы для мамы 8 марта Библиотекарь 3 26 Всемирный День поэзии 27 «Весна. Книжный праздник» 1) «Трамвай сказок и загадок» Акция «Стихи в подарок» 21 марта Цикл мероприятий к неделе детской книжки 25-30 марта Библиотекарь 2) «Передай добро по кругу» 3) «В стране невыученных уроков» Мероприятия запланированные на апрель – май отменены, участвовали в онлайн конкурсах Месячник школьных библиотек № п/п Название мероприятия Сроки Категория уч-ся Ответственный Форма проведения 1 «Как живёт учебник?» (памятка-напоминание о сохранности учебников) с сентябрьоктябрь 1-9 кл Библиотекарь 2 «Книга, а какая она?» (библиотечный урок-) презентация о структуре книги с 20.10 по 27.10 2 кл Библиотекарь 3 «Книга в подарок» (акция доброты) Весь период 1-9 кл Библиотекарь 4 «Давай пожмём друг другу руку»: всемирный день приветствий (акция доброты) 5 Конкурс рисунков «Библиотека будущего» 3-5 Библиотекарь 6 Конкурс на лучшее селфи «Я и моя книга» 1-9 Библиотекарь 7 Акция «Пойман в библиотеке» Фотосессия пребывания читателей в библиотеке. 1-9 Библиотекарь 8 Проект «Книжные закладки» с 05.10 по 30.10 Библиотекарь Библиотекарь 4 Самообразование: Повышаю свое педагогическое мастерство через посещение и анализ мероприятий своих коллег. Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. Работа с библиотечным фондом ведется в течение 2019-2020 учебного года. Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация: -инвентарные книги; -папка «Акты на списание»; - картотека учета учебников; - накладные на учебники по классам; - журнал учёта выдачи учебников по классам; -читательские формуляры. Выдача книг фиксируется в специальных читательских формулярах, и отражается в Дневнике библиотеке. Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «О растениях и животных». Работа по сохранности фонда Особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся на отдельном стеллаже. Один раз в полугодие провожу проверку сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяю читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками веду соответствующую работу. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб. Работа по самообразованию: использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а также опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях. Совершенствую традиционные и применяю новые инновационные технологии. Анализируя работу школьной библиотеки за 2019/2020 учебный год, можно сделать следующий вывод: Школьная библиотека в течение 2019-2020 учебного года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. 5 1. 2. 3. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2019/2020 учебный год. Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2020/2021 учебном году: Устаревший фонд художественной литературы. Задачи, над которыми стоит работать в следующем 2020-2021 учебном году: Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе». Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни. библиотекарь: /Вирова С.Ю./ 6